В небогатых странах, где автомобиль зачастую служит средством самовыражения и демонстративным знаком принадлежности к тому или иному социальному слою, особенно важно, чтобы даже небольшие и дешевые машины выглядели «на максимум денег».
В небогатых странах, где автомобиль зачастую служит средством самовыражения и демонстративным знаком принадлежности к тому или иному социальному слою, особенно важно, чтобы даже небольшие и дешевые машины выглядели "на максимум денег". Потому-то там и ценятся седаны, которые менее практичны, чем хэтчбеки, но хотя бы внешне походят на представительские модели. Зная о пристрастиях покупателей, производители специально для этих рынков разрабатывают трехобъемные модификации на базе существующих двухобъемных автомобилей. Причем в целях экономии средств на проектирование и производство конструкторы идут путем наименьшего сопротивления, то есть "приставляют" к хэтчбеку багажник, стараясь использовать максимум элементов исходной версии. Практически всегда нетронутыми остаются боковые двери и даже крыша. За примерами ходить далеко не надо — так, бразильский седан Chevrolet Corsa построен на основе Opel Corsa, индийский Ford Icon представляет собой измененный Ford Fiesta, а китайский Donfeng ZX988 — не что иное, как Citroёn ZX с отдельным багажником. Да и нашу "девяносто девятую" можно отнести к их числу. Как правило, первой жертвой таких операций становится эстетика.
Поставленным в жесткие условия технического задания дизайнерам приходиться выбирать из нескольких зол меньшее, в результате чего появление инородного "довеска" неизбежно нарушает выверенные пропорции двухобъемных машин. И наш сегодняшний гость, Renault Clio Symbol, может послужить вещественным доказательством того, насколько нелегко стилистам работать со связанными руками. Сам по себе Clio второго поколения — наисовременнейший автомобиль с законченным образом, в Европе продающийся только с трех- либо пятидверным кузовом. Однако "хвост", словно выросший у машины после пластической операции, ломает ее сложившийся имидж. Спору нет, мощная кормовая часть Clio Symbol в ракурсах сзади смотрится вполне симпатично, но с веселой "мордочкой" с добродушно выпученными фарами-глазками и "улыбчивой" прорезью решетки радиатора она явно диссонирует. Впрочем, нам не хотелось бы углубляться в эмоциональные оценки, тем более что в плане вкуса и цвета у каждого есть свои приоритеты, и многим Clio Symbol наверняка покажется милым и очаровательным, чем-то смахивающим на дельфина. А что касается кузова, то у него есть одна любопытная и весьма практичная особенность: передние крылья сделаны из гибкого пластика, поэтому им не страшен легкий контакт с посторонними предметами.
Интерьер машины выглядит победнее, чем у вазовской "десятки", но выполнен он из гораздо более качественных материалов, да и собран на славу — нигде ничего не трещит, не скрипит и не шуршит. К организации места водителя возникло единственное замечание: для высокого человека спинка кресла коротковата, и подголовники оказываются на уровне шеи. В остальном все замечательно — сиденье широкое, в меру мягкое, с хорошей боковой поддержкой и широчайшим диапазоном регулировки в продольном направлении. Разве что "барашки", изменяющие угол наклона спинки, мелковаты, но как часто ими приходится пользоваться?
Трехспицевое рулевое колесо — не шедевр дизайна, но у него отличные геометрические параметры, и пользоваться им вполне удобно, несмотря на отсутствие регулировки колонки. В пухлой центральной части спрятана подушка безопасности, входящая в список стандартного оборудования. (В него же включены гидроусилитель и иммобилайзер). Левый подрулевой переключатель перегружен функциями: во-первых, он оснащен двумя вращающимися секторами, управляющими головным светом и противотуманками, а во-вторых, на французский манер в торце расположена кнопка звукового сигнала. Приборная панель — наглядный образец аскетизма: три темных циферблата на темном фоне, белые цифры и отсутствие тахометра. Блок управления вентиляцией, состоящий из трех круглых ручек, столь же прост и логичен, но это только плюс. Порадовала работа дефлекторов — мягкая и четкая, как на дорогих машинах.
Карманы в дверях большими не назовешь, но не поместившиеся в них предметы можно пристроить в здоровенный перчаточный ящик, а всякую мелочь — на полку, что внизу слева от руля. Правда, доверять бардачку ценные вещи все-таки не стоит, поскольку он лишен крышки, выставляя свое содержимое на всеобщее обозрение.
Задним пассажирам не так вольготно. Садиться в машину им труднее из-за покатой формы крыши, из-за нее же несладко приходится высоким пассажирам. На заднем сиденье ощущается нехватка места для ног, которая перерастает в острую, если перед вами сидят рослые люди. Отсутствие подголовников только подталкивают к выводу, что на втором ряду в Clio Symbol комфортнее всего будет детям или подросткам. Одно из главных достоинств машины — ее бездонный багажник. Нам он показался таким огромным, что не возникло даже вопроса, складывается или нет спинка заднего сиденья (ответ — нет). Позже, сверившись с цифрами, мы поняли, что впечатление это не такое уж и обманчивое: грузовой отсек Clio вмещает 510 литров, а багажник легендарного 140-го Мерседеса — на каких-то 15 литров больше.
В общем, особых эмоций машина не вызывала: в чем-то она неплоха, в чем-то оставляет желать лучшего. Порой в голову даже закрадывалась грешная мысль, что те $8600, что просят за Clio Symbol — вроде бы и многовато. Так продолжалось вплоть до момента, когда мы выехали на дорогу. И тогда стало ясно, что автомобиль умеет ездить, и как ездить!
1.4-литровый мотор K7J блестяще сочетает в себе тяговые и динамические возможности. Хочешь — трогайся на первой передаче, хочешь — на второй, движок протестовать не будет. Он с удивительным энтузиазмом отзывается на действия педалью акселератора практически на любой скорости и на любой передаче, даже при движении в городе на пятой. Причем мотор идеально сочетается с коробкой передач, которую отличают гармоничный подбор передаточных чисел без всякого намека на "растянутость", столь свойственную французским машинам. Должны признаться: K7J — на сегодняшний день лучший бензиновый мотор такого литража из когда-либо встречавшихся нам.
Мы получили новое подтверждение тому, что отнюдь не все гидроусилители ущербны: тот, что установлен на Clio Symbol, способен обеспечивать хорошее реактивное усилие в поворотах различных степеней сложности и "отражать" сцепные возможности покрышек в зависимости от дорожной ситуации. Для автомобиля свойственна незначительная недостаточная поворачиваемость, причем момент срыва передней оси в боковое скольжение может прочувствовать и научиться предсказывать даже не очень опытный водитель. А заноса не стоит опасаться вообще, если, конечно, его не провоцировать. Потеря сцепления задних колес с покрытием грозит только при прохождении S-образных поворотов "на пределе". Благодаря этому набору качеств — резвому мотору, отличному рулевому, четкой работе коробки и безукоризненным приводам педалей — между водителем и автомобилем возникает доверие и полное взаимопонимание. Добавьте сюда умеренные крены кузова на виражах и неплохую обзорность за счет отсутствия задних подголовников и заходящему на крышу заднему стеклу, и вы поймете, что управление машиной способно доставлять удовольствие. А городские жители оценят неординарную верткость автомобиля, способного по-мерседесовски разворачиваться на крохотном пятачке.
Усилитель тормозов Clio Symbol оказался слишком мощным, в результате чего машина резко реагирует даже на легкое нажатие на педаль. На больших скоростях это не мешает, но при поездках в плотном потоке потребует времени на привыкание.
Не станем утверждать, что плавность хода безоглядочно принесена в жертву управляемости. Адаптированная подвеска легко "глотает" мелкие дефекты покрытия, да и на крупных ямах ни разу не страдала пробоями. В то же время в салоне хорошо ощущаются все неровности среднего размера, а на пологих волнах порой возникает вертикальная раскачка кузова.
Вне всяких сомнений, появление Clio Symbol на российском рынке носит далеко не символический характер. Этот автомобиль действительно кажется хорошо приспособленным к условиям российских мегаполисов — маневренный, динамичный, легкий в управлении и, что очень немаловажно, конструктивно простой, а значит, ремонтопригодный. Если говорить о дизайне, то он — на любителя. Но мы уверены, что любителей найдется немало.
Имя древнегреческой музы истории Клио фигурирует в модельной линейке компании Renault более десяти лет. Весной 1998 года на Женевском автосалоне состоялась премьера машины второго поколения, разработка которой обошлась в сумму, превышающую 1.3 миллиарда американских долларов. Седан Symbol, с недавних пор поставляемый в нашу страну, выпускается в турецком городе Бурса с осени прошлого года. Его производством занимается основанная тридцать пять лет назад дочерняя компания Oyak-Renault, которая в 1976 году подключилась к выполнению корпоративной программы RING (Renault International Group). Уже тогда целью RING было создание производств или организации производств по всему миру с учетом требований и специфики местных рынков.
1 ноября 1997 года компания Renault и правительство Москвы подписали договор о намерениях по созданию СП для сборки французских автомобилей. Совместное предприятие, нареченное "Автофрамос", было учреждено 2 июля 1998 года, и первой ее продукцией стали седаны Megane Classic, к которым позже присоединился турецкий Renault 19. Clio Symbol также может получить московскую прописку, но только в том случае, если на машины, пока завозимые из-за Черного моря, будет устойчивый спрос.
Текст: Леонид Клюев, фото: Владимир Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №43 за Ноябрь 2000 / №43.
© Журнал «Колеса»
© 2002–2024 Netman